Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

Categories:

Невьянская икона: искусство уральских старообрядцев

Прошлым летом в историко-археологическом музее в Керчи я попала на интересную привозную выставку. Выставка Невьянской иконы рассказывала о том, как жили старообрядцы на Урале.



У старообрядческих икон свой образ и характер — строгий, даже несколько чопорный, но наполненный удивительным светом и чистотой. А атмосфера в залах выставки была очень похожа на атмосферу в храме.





В этой записи фотографии праздничного костюма женщин-старообрядок, несколько икон и детали экспозиции. А также я перепечатала аннотацию с одного из стендов выставки об истории старообрядчества на Урале.



Староверы, кержаки, раскольники...

Власти называли их "староверами" и "раскольниками", сами себя они именовали "древнего благочестия ревнителями". Не пожелавшие признать церковную реформу середины XVII века, приверженцы старой традиции спасались от преследования властей на окраинах государства. После разгрома в 1720-х годах Керженских скитов (Керженец — река в Нижегородской области) раскольники десятками тысяч бежали на Урал. Выходцы из Керженца на Урале получили прозвище кержаки; позднее так стали называть всех старообрядцев (в противовес "мирским" — приверженцам официального православия).






Начиная с XVIII века Урал стал одним из ведущих центров старообрядческого движения в России. На строящихся заводах старообрядцы получали работу, а заводовладельцы, подобно Демидовым, сочувствуя старой вере или даже втайне исповедуя её, покровительствовали раскольникам. Будучи ревнителями высокой культуры и нравственности, старообрядцы не употребляли спиртных напитков и не курили. Главное в их жизни было труд и молитва. На заводах они получали возможность годами скрываться от преследования властей, работать по найму и свободно исповедовать "истинную веру".





В среде старообрядцев с большой тщательностью сохранялись традиции допетровской Руси. Это касалось в том числе одежды и молельных принадлежностей. Их изготавливали "по старому" крою, использовали для этого дорогие, добротные ткани, которые выбирали особенно тщательно. Особая одежда была для моления и для праздников. Мужчины молились в кафтанах без головного убора, а женщины — в длинных косоклинных сарафанах, обычно тёмных расцветок. На голову женщины надевали "сороку" — головной убор, покрывающий полностью всю голову, поверх сороки платок, который скалывали на угол и застёгивали булавкой под подбородком. Открытым у женщины оставался овал лица и кисти рук, иначе она могла "опоганить храм".





На выставке представлены праздничные сарафаны и головной убор (кокошник) старообрядок. Старообрядчество после раскола не смогло сохранить внутреннее единство и распалось на множество толков и согласий. На Урале одновременно распространились оба основных течения — поповщина и беспоповщина. У беспоповцев службы велись избранными грамотными мирянами (наставниками).





Одним из главных центров уральского старообрядчества с XVIII века был Невьянский завод. Именно там в XVIII веке появилось совершенно особенное явление в русском искусстве — Невьянская икона.

Tags: Крым, исторический костюм, история, мои фото, музей
Subscribe

Posts from This Journal “музей” Tag

promo garetty march 30, 2017 21:38 9
Buy for 10 tokens
В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments