Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

Categories:

Ильинский маяк в Феодосии

Самым безумным приключением моей прошлогодней поездки в Крым стал поход на Ильинский маяк в Феодосии. О том, как мы туда добирались, расскажу чуть позже, а сейчас немного об истории места.



Мыс святого Ильи, на котором стоит маяк, назван так неслучайно. Это место издавна было опасным для судоходства из-за сильных ветров и подводных рифов.

Существует легенда, что в XVIII или XIX веке здесь терпел крушение корабль одного богатого купца. Купец начал молиться, пообещав построить часовню, если ему удастся спастись. Тогда ему явился святой Илья, и бедствия удалось избежать. Однако купец забыл о своём обещании. И через несколько лет его корабль снова подвергся большой опасности на том же самом месте. Оставшись в живых, после этого купец выполнил своё обещание.



Но это всего лишь легенда. А факты сообщают следующее.

По свидетельствам археологов, первый фонарь на склоне мыса, предупреждавший корабли об опасности, возник ещё в IV тысячелетии до н.э. Тогда территория Феодосии и окрестностей входила в состав Боспорского царства, а население составляли, в основном, греки, скифы и тавры.



Во время одной из русско-турецких войн случайно обнаружили старинный план Феодосии, датированный 1784 годом. На нём была нарисована греческая часовня, помеченная как "некогда береговой маяк".

Однако, хотя история маяка достаточно давняя, он долгое время не функционировал, возможно, потому, что был разрушен. В средневековых и более поздних документах вплоть до XIX века есть упоминания о том, что здесь продолжали разбиваться корабли.



В XIX веке у мыса святого Ильи погибло сразу два больших корабля: "Владимир" и "Великий князь Константин". Эти происшествия вызвали серьёзный общественный резонанс, но строительство маяка так и не началось из-за отсутствия денег.

В 1890 году случилось ещё одно событие, заставившее власти серьёзно задуматься о постройке маяка. В этот год главная военно-морская база Черноморского флота была переведена из Николаева в Севастополь. Таким образом Севастополь становился закрытым городом и больше не мог принимать торговые суда. И торговый порт было решено перенести в Феодосию.



Примерно в то же время из Москвы в Феодосию приехала жена статского советника Евдокия Николаевна Рукавишникова. Её 19-летний сын Николай был болен туберкулёзом, и прогнозы врачей были очень плохими. Однако целебный южный климат и морской воздух вернул юноше здоровье. В благодарность его мать, не раз слышавшая о бедственном положении дел, касавшихся постройки маяка, пожелала профинансировать строительство из собственных сбережений.

По возвращении в Москву в 1897 году Евдокия Рукавишникова подала прошение в Дирекцию Маяков и получила разрешение. А в 1899 году строительство маяка и домика для смотрителя на мысе святого Ильи было уже закончено. Правда, денег оказалось не слишком много, хватило только на деревянное сооружение. На маяке была установлена швейцарская система освещения, а чуть позже рядом поставили колокол, который подавал звуковой сигнал кораблям во время плохой видимости.

Городские власти хотели назвать постройку в честь благотоврительницы, но Евдокия Рукавишникова настояла на том, чтобы сооружение назвали "Ильинский маяк".



Обо всём этом стало известно из письма внучки Рукавишниковой — Евгении Гиппиус. Евгения записала семейные предания и в 1947 году рассказала эту историю в письме начальнику Гидрографической службы Черноморского флота. По просьбе Евгении Гиппиус на территории маяка была установлена памятная табличка в честь Евдокии Рукавишниковой.

В 1910 — 1912 году маяк был реконструирован: деревянная постройка стала металлической, а колокол заменили звуковой сиреной.


Немецкий дот

Во время Великой Отечественной войны эта территория была занята немцами. Сейчас рядом с маяком можно увидеть остатки разрушенного немецкого дота. Во время Керченско-Феодосийской операции в декабре 1941 года маяк был разрушен советским эсминцем «Железняков». Старожилы говорят, что наши сделали это специально, чтобы уничтожить как можно больше немцев, сидевших рядом в окопах.

В 1944 году на мысу установили временный навигационный огонь. А в 1955 году построили красивую белую башню маяка, которая функционирует до сих пор.


Немецкий дот
Tags: Крым, история, мои фото, путешествия
Subscribe
promo garetty march 30, 2017 21:38 9
Buy for 10 tokens
В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments