Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

Category:

"Я пишу стихи". Часть 1

"Я пишу стихи" - рабочее название серии заметок, которые начинаю потихоньку писать в рамках практикума по нон-фикшен. Заметки пишутся вразбивку, чёткого плана пока не придерживаюсь. Выкладывать постараюсь не реже одного раза в неделю.

Тропинка к собственной душе

1. Введение: Магия древних текстов.
2. Основные особенности стихов — мелодика, эмоциональность, лиричность.
3. Три этапа познания мира через стихи.



«Вначале было Слово…» Мне почему-то всегда казалось, что этим первым Словом творения были стихи. Если заглянуть в историю, то сразу обнаруживается, что эпос разных народов очень напевный. «Песнь о Гильгамеше», «Слово о полку Игореве», «Песнь о Роланде», «Прорицания Вёльвы» и много-много прекрасных древних историй, которыми я зачитывалась ещё со школы, убеждали в том, что стихи — это что-то особенное!

Не люблю по отношению к ним использовать слово «магия», возможно, просто потому, что сейчас это слово стало сильно затасканным, однако… С древности идёт обычай обращаться к богам в стихотворной форме, магические заговоры и обрядовые песни, посвящённые календарным праздникам годового цикла, традиционным для многих народов, — это короткие напевные строки, сочетающие в себе образ, смысл и музыку.

Я не филолог, и вряд ли мне удастся подобрать для своих описаний правильные научные слова. Но всё-таки хочу попытаться рассказать о том, как изнутри ощущается это удивительное — «я пишу стихи».

Стихи от прозы отличает внутренняя музыка. Мне кажется, это главное отличие. Стихи могут быть с рифмой или без, но в них всегда присутствует ритм — гармоничный, стройный; дисгармоничный, сбитый; или какой-то ещё, но мы безошибочно улавливаем его в тексте и говорим: это стихи, а не проза. Наше внутреннее ощущение мелодии является главным индикатором: если текст поётся или хотя бы просто ритмично проговаривается, если под него хочется танцевать, если он движется в такт биению сердца, то это — стихи.

Думаю, что в стихах нас в первую очередь привлекает именно их мелодика. Они прекрасно подходят для выражения сокровенного и личного, чувств и эмоций. Поэтому говорят, что стихи очень лиричны. Лирика — то, что идёт изнутри нас, из самого сердца, и в то же время, словно тропинка в волшебном лесу, она уводит нас в глубины собственной души. Лирика может быть нежной или жёсткой, но она всегда окрашена оттенками наших эмоций. И это сочетание музыки и эмоциональности, гибкой формы и личной подачи подталкивает многих людей к тому, чтобы пытаться выразить самые яркие и неуловимые движения своей души именно стихами.

Мало кто не писал стихов в детстве или в юности. Ребёнок познаёт мир, его ощущения очень яркие, и он интуитивно пытается подобрать адекватную форму для выражения того, что его восхищает. Рисунок, песня, стихи — очень архаические, древние формы искусства. С их помощью можно непосредственно отразить реальность, они не требуют каких-то специальных навыков и знаний для того, чтобы просто начать. Дети не кидаются писать научный трактат, не пытаются выразить увиденное в графиках и формулах. Зато они с удовольствием рифмуют слова, играя ими, познавая окружающий мир и красоту родного языка.

В юности нас начинают интересовать чувства, абстрактные понятия. Вместо детского и непосредственного «коровка — морковка» мы ищем более сложные рифмы для более глубоких ощущений: «кровь — любовь». К тому же, к юности мы уже, как правило, знаем, что представляют собой стихи. Знаем и то, что с их помощью можно передать свои чувства или какой-то образ, взволновавший душу. Мы имеем представление об их напевности и лирической направленности, и… вдруг они сами начинают рождаться, как попытка описать наши чувства. Это тоже этап познания мира. Не нужно иметь большого таланта, чтобы на этом этапе начать посвящать стихи любимому человеку. Надо просто попробовать применить в жизни то, о чём нам говорили на уроках литературы. Здесь стихи выполняют всё ту же прикладную функцию: помогают познать мир, разобраться в собственных чувствах и человеческих взаимоотношениях. Но стихи, написанные на этом этапе (в каком бы возрасте он у нас не случился) редко являются настоящей поэзией. Это по-прежнему черновики нашей жизни.

Настоящие стихи начинают появляться тогда, когда приходит ощущение, что поэзия ценна сама по себе, как произведение искусства. Мы начинаем писать сознательно и много, начинаем пробовать разные формы, читать стихи других поэтов, изучать основы, искать единомышленников и делиться с ними своими опытами, обсуждать и снова пробовать, ещё и ещё. И тогда нам открывается удивительная красота нового мира поэзии — с его музыкой, эмоциональностью, яркими ощущениями и возможностью передавать свои мысли и чувства так, чтобы они откликались в душах других людей.

Мне кажется, я уже добралась до понимания этой красоты. Когда выходишь из тёмного леса, где ты пробирался ощупью по узкой тропинке, на широкую солнечную дорогу, возникает чувство простора и восторга. Умение писать стихи тесно связано с нашим способом ощущать реальность. Тот, кто «думает стихами», воспринимает мир более личностно и ярко просто в силу специфики своего увлечения. Умение свободно ориентироваться в мире образов — это словно особый пласт бытия, сопричастность с древней магией священных текстов, написанных напевным, стихотворным языком.

Конечно, для того, чтобы развить в себе это ощущение, выйти на новую орбиту, вначале предстоит немало работы. Но я уверена, оно того стоит!
Tags: лит, моя проза, статьи, фото
Subscribe
promo garetty march 30, 2017 21:38 9
Buy for 10 tokens
В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments