Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

Categories:

"Та сторона, где ветер" — книга и фильм 1978

Повесть Владислава Крапивина "Та сторона, где ветер" очень меня зацепила. Получилось так: рылась в рецензиях на ЛивЛибе, искала, что читать дальше после трилогии "Паруса Эспады". И увидела вот эту обложку! Картинка как-то по-особенному отозвалась внутри, альтернативы уже не было, начала искать книгу.


Автор обложки Евгений Медведев

На мой взгляд, сюжет здесь выбран идеально: Генка и Владик на крыше пускают воздушных змеев. Есть ещё варианты обложки с одним Владиком и со всей честной компанией на парусной лодке. Но не то. Потому что центральная линия событий в книге всё-таки о том, как изменилась жизнь Генки и Владика после того, как они познакомились.

Генка — грубиян и двоечник, ещё немного, и останется на второй год, потому что нет никакого желания учиться летом, когда все ребята пускают змеев. Генка упрямый, с характером. Он постоянно ссорится с родителями из-за учёбы, зато товарищи его слушаются, знают, что лучше не спорить. И вот этот дикий человек вдруг встречает слепого мальчика, и весь его привычный взгляд на мир переворачивается.

Владик слепой не от рождения, а из-за несчастного случая в раннем детстве. Он живёт с отцом, мать от них ушла, как только узнала, что её ребёнок стал инвалидом. Но сам Владик не может смириться с тем, что он не такой, как все. Он ходит в обычную школу, ездит на велосипеде, пускает воздушных змеев. У него есть мечта стать метеорологом, и несгибаемый, упорный характер. Только друзей у него нет. Встретив Генку, Владик тоже начинает открывать для себя новый мир.

На эту центральную линию взаимоотношений нанизываются другие сюжетные линии и очень серьёзные проблемы. О том, как обычный мальчишка-раздолбай (Яшка Воробей) может стать героем, ценой своей жизни спасши двух малышей. О том, как трудно детям в неполных семьях (Илька и Владик), и как они тянутся друг к другу, внутренним чутьём понимая похожесть ситуации и стараясь друг друга поддержать. О том, что ради друга можно преодолеть свои страхи и совершить невозможное (Генка).

Хорошо показаны не только ребята, но и их родители. Разобщённость и непонимание в Генкиной семье, постоянное напряжение отца Владика, горе в семье Воробья. Тут идея такая: любовь родителей и стремление понять своих детей способно решить любые проблемы взаимоотношений. Но если взрослый предал ребёнка, тот может не простить и навсегда отвергнуть даже самого родного человека.

Есть в этой книге и ещё одна очень серьёзная тема: проблема адаптации к нормальной жизни бывшего инвалида. Владику сделали операцию, он стал видеть. Мечта, казавшаяся ранее невозможной, сбылась! И что же? Мир стал другим, и мальчик потерялся в этом новом мире. Теперь он такой же, как все. Но он, по сравнению со своими друзьями, почти ничего не может: заново учится рисовать и писать, злится на себя за эту неумелость и отвергает все свои прежние мечты. Но он всё такой же гордый и упрямый, и целеустремлённо идёт вперёд, чтобы быстрее адаптироваться к новой жизни. Нельзя отчаиваться, потому что рядом друг, которому ты нужен.

Интересна также линия Ильки. На его примере ясно видно, как формируются идеалы малыша. Какие события и как на него влияют: тут и отношения с матерью, с товарищами, первые уроки самостоятельности. Илька каким-то особым чутьём угадывает, хороший человек или плохой, по вроде бы безобидным поступкам составляет верное мнение. Поступок Яшки становится для малыша определяющим дальнейшее жизненное направление. Тут тоже есть о чём поразмыслить.

В общем, книга очень интересная. Хотя там затронуты довольно серьёзные проблемы, но стиль повествования лёгкий, а сюжет захватывающий.


Кадр из фильма. Тот же момент, что на обложке

Конечно же, после книги я сразу разыскала экранизацию, чтобы сравнить. Это двухсерийный фильм по сценарию самого Крапивина, так и называется: "Та сторона, где ветер". 1978 год, режиссёр Ваграм Кеворков.

Однако впечатление от фильма странное. С одной стороны, отлично сохранена атмосфера, идеально подобраны актёры, прекрасное музыкальное сопровождение. А с другой, — чувство затянутости и разорванности, словно в фильм не вошли какие-то важные моменты из книги. Не знаю, почему у меня возникло такое чувство. Все основные сюжетные линии сохранены.

Есть там, конечно, нестыковки, когда из дома герой выбегает в одной одежде, а к месту действия прибегает в другой. Или когда Генка и Илька встречают Владика с поезда в осенних куртках, и в этот же день все трое носятся в летней одежде. Но это, скорее, просто забавно, на моё впечатление о фильме повлияло не это.

Может, режиссёру просто не удалось дать яркие акценты? Фильм снят линейно, по сюжету книги. Но кинематограф — это совсем другой вид искусства, в нём, кроме фотографической визуализации, должно быть что-то своё. Не знаю. Мне трудно сформулировать мысли на эту тему.

Как оказалось, моё впечатление возникло не на пустом месте. Вот что сам В.П. Крапивин пишет о фильме: "Автор не считает эту постановку удачной, ему кажется, что ключевые эпизоды были сняты вяло и невыразительно. Тем не менее, он отдает должное прекрасной игре многих юных и взрослых исполнителей".


Арт на тот же сюжет. Из сети
Tags: книги, обзор, фильмы, фото
Subscribe

Posts from This Journal “книги” Tag

promo garetty march 30, 2017 21:38 9
Buy for 10 tokens
В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments