Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

Categories:

Мюзикл Веры Трофимовой "Роланд"

31 января ездила в Тулу, на премьеру долгожданного мюзикла "Роланд", и только сейчас созрела написать по этому поводу связный текст)) Потому что эмоций слишком много, а спектакль неимоверно хорош! Море благодарностей всем, кто подарил нам это удовольствие: режиссёру Вере Трофимовой и всей её замечательной команде! Ребята, вы все прекрасны, как рассвет, и то, что вы делаете - восхитительно!!!
ТГВТ (Творческая Группа Веры Трофимовой) Вконтакте



Начну с того, что прорыдаться я уже успела, когда читала пьесу Веры, по которой поставлен мюзикл, то есть, задолго до премьеры. Знала, на что шла: сильные чувства, яркие герои, море слёз и крови, в конце все умерли, а главное - Роланд там совершенно другой, не такой, как в эпосе "Песнь о Роланде", который люблю нежно ещё со школьных лет. В общем, тех, для кого граф Роланд - безусловный герой, ждёт большой сюрприз! Потому что у автора мюзикла свой взгляд на сюжет и героев, и этот взгляд очень яркий и нешаблонный. Мне даже показалось, что в постановке за образом конкретного персонажа скрыт некий обобщённый типаж, который может быть применён как к людям средневековой эпохи, так и к нашим современникам.



Граф Роланд (Рамазан Селимов). Юный, пылкий, резкий, смелый, безрассудный, одержимый жаждой военных подвигов - всё, как в эпосе. Но за этой парадной маской мы видим мальчика, обделённого материнским вниманием, человека со смещёнными внутренними ориентирами. Пытаясь найти своё место в мире и одновременно доказать матери, что он достоин её любви, что он - самый лучший, Роланд бросается в крайности. "Война - любовь моя!" - такие строки есть в арии этого героя. Страсть - ключевое качество в характере Роланда, для него нет полутонов, а все вопросы решаются только крайностями. Если ревность - значит, надо убить соперников; если любовь - значит, надо положить к ногам предмета обожания всё, что имеешь, включая свою жизнь и жизни своих подданных; если ненависть - значит, надо полностью отвергнуть того, кого прежде обожал. Роланд не принимает середины, однако, жизнь постоянно подводит его к тому, что на крайностях долго не продержишься и много не сделаешь. Не случайно в конце концов, измученного, потерявшего всё, что ему было дорого, Роланда его раб Тибо уводит из мира знати с его превратными, нежизнеспособными понятиями и ценностями, в мир простых людей - "учиться жить". Граф Роланд в спектакле - яркий, самодостаточный персонаж, которому сопереживаешь до слёз, и в то же время - это обобщённый образ, ведь его личностные проблемы близки и понятны нам, современным зрителям, а значит, в чём-то могут послужить примером и предостережением.



Графиня Бригитта (Марина Яковлева) - мать Роланда, предмет его обожания и источник всех его горестей. На первый взгляд, графиня - ужасная женщина: кокетка, занятая только собой, люди для неё - игрушки, собственный сын - "милый пёсик", к которому она тоже глубоких чувств не испытывает. Она ветрена и поверхностна. Но не оттого ли она так легко играет чужими жизнями, что судьба сыграла злую шутку с её собственной? Бригитта - просто женщина, которая "не умеет быть одна", и стремится опереться на сильное и надёжное мужское плечо. Она не создана для государственных дел и важных решений, но поставлена в такие условия, в которых человеческие слабости женщине непозволительны. Сестра короля и хозяйка большого дома, выданная замуж рано и по расчёту, но так и не успевшая насладиться женским счастьем: муж, занятый политикой, не уделял ей внимания, а потом и вовсе погиб на войне. Позже в окружении богатой вдовы тоже не находится мужчин, равных ей по силе духа и твёрдости характера. Роланд? - это сын. Граф Бернгард? - самовлюблённый павлин, в любой момент сам готовый спрятаться за спину более сильного и уйти от ответственности. Менестрель Гильом? - мальчишка, на которого уж точно опереться не получится. А вот Ганелон - человек сильный и самостоятельный, умеющий принимать решения и нести за них ответственность, тот, кто действительно может составить счастье графини. Однако счастье продлилось недолго, мечты разбиты, и виновник - собственный сын! Месть графини выглядит жалко и подло, это месть отчаявшегося, раздавленного жизнью человека.







Граф Ганелон (Сергей Рябочкин). Классический предатель в эпосе, в мюзикле он тоже показан с совершенно другой стороны, и сопереживаешь ему не меньше (а кое-где даже больше), чем прочим героям. Да, он заключил договор с маврами, отдав им на растерзание арьергард во главе с Роландом. Но если заглянуть глубже? Ганелон - умный, сильный и неординарный человек, знающий цену людям и вещам, и даже самой жизни. Не случайно он предлагает графине выйти за него замуж быстро, не откладывая: завтрашнего дня может не быть, а ковать железо надо, пока интерес к нему графини не пропал. В характере этого героя удивительно смешиваются авантюрная смелость и трезвый расчёт, его натура так же страстна, как и натура Роланда, неспроста Роланд чувствует в нём сильного соперника и, очертя голову, бросается в бой за внимание матери. Ганелон прекрасно понимает, что эта схватка - насмерть, и победитель будет только один, но всё же берёт на себя ответственность заявить о своих правах на графиню. Однако под маской борьбы за любовь скрыто что-то более интересное: граф Ганелон в одиночку осмелился выступить против системы. Он воюет не столько с пасынком Роландом лично, сколько с его ореолом блестящего непобедимого воина, с его непомерным тщеславием и неконтролируемыми страстями. Когда Ганелон поёт о том, что "мир избавил от Роланда", ставя это себе в заслугу, сам Роланд жив и умирать не собирается. Но калека не сможет уже держать меч, он уже не воин, а значит - безопасен для окружающих.



Граф Бернгард (Дмитрий Парахин). Очень любопытный персонаж и моя любофф всея мюзикла, на этом типаже тоже стоит немного остановиться. От его лица ведётся повествование, он был свидетелем всех основных событий, но в действии себя никак не проявил. Он, по сути, никто, красивая декорация. Пока все остальные герои сражаются за свои интересы, выражают свои чувства, отстаивают свою позицию, Бернгард выжидает. Он не сильный и не слабый, не смелый и не трус, не благородный и не подлый, не глупый и не умный, - он всё время где-то между, в середине, ни там, ни там. Эта осторожность, гиперрасчётливость останавливает героя практически во всех ситуациях. А там, где он этого не делает сам, за него это делают обстоятельства. Так, пока Бернгард собирается, наконец, совершить, решительное действие - посвататься к графине и подослать к Роланду убийцу, конфликт вдруг оказывается разрешённым опять без его участия: Тибо не убивает Роланда, а уводит его из замка, а графиня умирает, и выгодный брак с ней срывается. Какая досада! И всё же этот герой тоже симпатичен зрителю, его яркий образ заставляет задуматься о том, что подобные "статисты" тоже зачем-то нужны в истории. Вот, хотя бы затем, чтобы всё это рассказать, когда все действующие лица умерли...





Народ и война. Образы простых людей, попавших в мясорубку истории, в мюзикле очень яркие. Там нет ни одного случайного действующего лица. Менестрель Гильом (Дмитрий Евстафьев), влюблённый в графиню, и явившийся "первой жертвой". Крестьянская девушка Альда (Мирина Айсаева), влюблённая в Роланда возвышенной и чистой любовью. Раб Роланда Тибо, в конце концов оказывающийся намного благороднее всех господ. Наёмники и маркитантки, в своих ариях рисующие картины поистине панорамные. И пьяница монах, записывающий всю историю со слов захожего богомольца (Бернгарда). В спектакле хорошо показано, как людские судьбы зависят от странных и, порой, случайных обстоятельств. Вражда Роланда и Ганелона приводит к резне в Ронсевальском ущелье, где гибнут и страдают те, кто к этой вражде вообще не имеет никакого отношения. Слепая месть отчаявшейся графини приводит на костёр Альду - девушку изначально далёкую от всей "господской" среды, не желавшую участвовать в интригах и повинную только в том, что единственная осталась верна Роланду в горькие минуты его поражения. Убийство Гильома, которого Роланд тоже считает своим соперником, невольно становится первым звеном в цепи дальнейших трагедий: Роланд, почувствовав вкус первой крови, уже ни перед чем не остановится. Разумеется, бедный менестрель совсем не думал, что сыграет в судьбах господ такую важную и ужасную роль, он просто скорбел о своём разбитом сердце. Но какую бы роль в истории ни играл человек, над ним есть власть некой безличной силы. В мюзикле этот образ "невидимого режиссёра человеческих судеб" показан через персонажа Демон Войны.





Демон Войны (Сергей Корякин). Это чудовище, закованное в броню и ревущее нечеловеческим голосом. Зрителю с первого взгляда становится понятно: вот оно - истинное зло, а вовсе не мальчишка Роланд, не Ганелон и не графиня! Однако герои, поглощённые своими страстями, не замечают, какой ужас притаился за их спиной. Демон Войны следит за всеми, и как только обнаруживает того, кто мог бы пригодиться для его целей, тут же набрасывается на этого человека и, манипулируя его страстями, делает его марионеткой собственной воли. Роланд - игрушка в руках Демона Войны, пока он нужен, пока в состоянии сеять вокруг себя смерть, вокруг него создаётся образ легенды. Непобедимый, прекрасный Роланд, все дела его покрыты славой! За таким доблестным воином можно идти на смерть, по такому герою каждой девушке стоит проливать слёзы! Но как только Роланд становится неспособен держать меч из-за увечья (полученного на войне), Демон Войны выбрасывает его, как сломанную игрушку, продолжая поддерживать среди людей только красивый образ, уже ничего не имеющий общего с несчастным Роландом. В мюзикле есть потрясающая сцена, когда перед Демоном Войны, замершим в победной позе, проходят калеки - возвращающиеся с войны наёмники. Когда-то они все были бравыми вояками, готовыми за своим командиром Роландом в огонь и в воду, а теперь, так же, как и их командир, выброшены на свалку. Вот - настоящий удел тех, кто отдал свою судьбу во власть этой ужасной силы: ни денег, ни славы, тело покалечено, а сердце изранено потерями близких.



По сути, весь мюзикл "Роланд" - вещь очень антивоенная. Думаю, не случайно Вера Трофимова создала таких ёмких героев, которые одновременно и яркие самостоятельные персонажи, и обобщённые типажи, которые каждый из нас сможет примерить к современным реалиям. Война - это зло всегда, в любой исторический период. И чтобы не попасть в сети этой безличной силы, надо быть господином над своими собственными страстями, уметь не поддаваться слепой ярости, короче говоря, БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. Мюзикл смотреть однозначно стоит, работа очень глубокая и интересная.

А теперь - от общего обзора к махровым имхам и личным эмоциям:))
Люди, какие красивые арии в этом мюзикле! Какие голоса у актёров! Какие интересные находки в подаче некоторых сцен! Наслаждение просто непередаваемое! После спектакля мы с мужем ночевали в Туле у друзей, и долго-долго гости с хозяйкой пили чай на кухне, обмениваясь эмоциями и восторгами. Постановка очень зрелищная, забыть её невозможно. У Веры Трофимовой вообще работы резкие и неоднозначные, даже если что-то "не раскушал" с первого раза, всё равно ещё долго в мыслях будешь возвращаться к отдельным эпизодам, крутить в голове так и этак, а в конце поймаешь себя на мысли, что хотел бы пересмотреть спектакль заново. На премьере "Роланда" зал был полный. В группе ТГВТ много качественных фото и эмоциональных отзывов, небезразличным очень рекомендую заглянуть. Все фото, использованные в этом посте, взяты оттуда.

Из того, что меня зацепило больше всего:

- Арии менестреля Гильома! И голос шикарный, и образ, этому герою просто невозможно не сопереживать и не рыдать над его несчастной судьбой. Очень ещё понравился Гильом-привидение: вот просто вишенка на торте для этого персонажа!



- Линия Роланд и его матушка. Ух, как хорошо прописана логика отношений! Как развёрнуты мотивы! И какой волшебный дуэт у них (на поле боя). Только мало, мало, мало! Всего одна парная ария для главной сюжетной линии, и это при том, что голоса Марины и Рамазана, как мне показалось, просто "созданы друг для друга"! А момент, когда графиня бегает вокруг сына с истеричными воплями, а он не слышит её, потому что в его ушах звучит только колокол, - просто до слёз! Великолепно!



- Наёмники. Они прекрасны, вся безумная банда, и наблюдать за их эволюцией было интересно. У наёмников шикарные вокальные номера, а "Гляди веселей" - вообще нечто! Только мне показалось, что их было "много", в каких-то местах они даже забивали своей "мощью" центральных персонажей. Потому что чуваки слишком харизматичные и у них много песен!))



- Граф Бернгард был сыгран настолько талантливо, что я весь спектакль не могла отвести от него глаз:) Дмитрий молодец: из такой скотины сделал такого очаровательного няшечку!



- Великолепнейшая ария Роланда, Графини, Ганелона и Альды! Нет слов!!! всем рыдать! Тот самый случай, когда забываешь аплодировать, потому что замер с открытым ртом и слезами на глазах, и не в силах разрушить в себе это незабываемое очарование! Единственное, что немного портило впечатление, - странное световое решение этой сцены. Имхо, героев лучше было бы осветить всех одновременно, может, разными цветами, но чтобы все были в кадре. А то блуждающий прожектор порой уводил внимание от солирующего в данный момент актёра в другую точку сцены.
Tags: видео, мюзиклы, обзор, ссылки, фото
Subscribe

Posts from This Journal “мюзиклы” Tag

  • Мюзикл "Монте-Кристо"

    Мюзикл "Монте-Кристо" - моя давняя любовь. Несколько лет назад скачала любительскую запись и тут же решила, что хочу непременно увидеть это вживую!…

  • Мистический Евгений Онегин

    Ещё один проект компании "Makers Lab" - той самой команды, которая делала мюзикл "Мастер и Маргарита". Замечательный обзор мюзикла "Онегин" от Елены…

  • (no subject)

    А сегодня премьера мюзикла "Онегин"... Лютобешено жалею, что я не в Питере!))) И уже жду московские гастроли!

promo garetty march 30, 2017 21:38 9
Buy for 10 tokens
В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments