Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

Как-то в клубе writing365 была дискуссия про то, меняется ли наше отношение к творчеству любимого автора, когда мы узнаём факты его реальной биографии. Я, как всегда, созрела высказаться так поздно, что теперь даже этот пост с обсуждением уже найти не могу))

Собственно, да, меняется... Помню, когда прочитала биографию Верлена, от стихов которого давно и прочно в восторге, у меня был настоящий шок. А когда шок маленько прошёл, обнаружилось, что люблю стихи Верлена ничуть не меньше прежнего, только теперь уже прицепом возник и интерес к творчеству Рембо, которое никогда мне близким не было. После знакомства с биографией Уайльда до меня, наконец, дошло, каким образом надо вкуривать его творчество, и я до сумасшедствия влюбилась в его стихи, пьесы и прозу, тогда как раньше считала их надуманным эстетством, в котором нет ничего жизненного. Узнав некоторые подробности истории Черубины, я внимательнее присмотрелась к творчеству Гумилёва, которое как-то раньше меня не цепляло, и нашла там очень много созвучных стихов. И кто бы что ни писал про Грина, я по-прежнему нежно люблю его миры и его героев. Список можно продолжать.

Наверное, биография заставляет более вдумчиво вглядываться в личность, и через это замечать в творчестве новые оттенки. Что-то может оттолкнуть, шокировать, а что-то, наоборот, порадовать и вызвать умиление. Но, в любом случае, это разрушает застывший образ школьного "памятника", неживого идола из бронзы, писавшего гениальные творения. Диссонанс у меня в мозгу возникал именно от этого несоответствия: как мёртвый идол мог создать такие живые строки?! если у него не было души, чем он их писал?! Наоборот, узнавая подробности биографии, я внутренне всегда успокаивалась, всё становилось на свои места: вот, правильно, живой человек - и чудил, как все настоящие гении. Подумаешь, что в этом такого? Все мы ищем, и никто не застрахован от ошибки. Гораздо хуже, если творческий человек принимает для себя некий общественный шаблон, согласно которому он стремится стать "правильным писателем", "идеальным поэтом", "образцом для молодёжи" итд. И тогда живой поиск исчезает, творчество перестаёт бурлить и искриться, оно застывает, дряхлеет, и мы говорим, что "вот этот исписался, у него уже нет свежих идей, он ходит по кругу и мусолит одно и то же". У читателя ведь тоже есть чутьё, его не обманешь.

Кстати, подобное отношение у меня не только к творчеству классиков. В случае с современниками, работы которых не оставляют меня равнодушными, всегда стараюсь найти сайт или блог человека, почитать интервью, посмотреть видео живого выступления или послушать запись голоса. Мне любопытно, что и как человек считает нужным сказать о себе, интересно узнать, что его вдохновляет, как он относится к жизни вообще. Срачи и холивары предпочитаю обходить стороной, потому что это совсем не та информация, из которой можно почерпнуть что-то полезное о личности своего "героя". Хотя если этот герой сам периодически участвует в сетевых срачах - это тоже многое может о нём рассказать. В любом случае, у меня подобные находки на отношение к творчеству человека практически не влияют.
Tags: книги, лит, философское
Subscribe
promo garetty march 30, 2017 21:38 9
Buy for 10 tokens
В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments