Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

про страдания

Несколько мыслей о страданиях творческой личности. Убеждение о том, что настоящий художник/поэт обязательно должен страдать, прочно пустило в нас корни. Не знаю, откуда взялся этот миф, но опыт лично моей жизни всегда был обратным: если случается что-то действительно неприятное и болезненное, то сразу становится не до творчества. Тут уже думаешь, как решить проблему, все силы и доступные ресурсы уходят на это, и в такой момент, честное слово, не до стихов! С любовными страданиями ещё интереснее: здесь вопрос, как бы так ухитриться, чтобы и страдать качественно, и при этом писать что-то стоящее? У меня так никогда не получалось: я либо страдаю (и решаю проблему), либо пишу (но при этом не страдаю). Невозможно заниматься творчеством наполовину, оно требует от нас напряжения всех сил. А где взять силы на творчество, если они все уходят на преодоление тяжёлой жизненной ситуации?

Но если подумать, почему мы так привязаны к мифу о страданиях и никак не хотим с ним расставаться? Не потому ли, что творчество - это всегда сильные эмоции? Для хороших стихов нужны сильные чувства, наш конечный творческий результат должен быть эмоционально наполненным, в нём должно быть что-то, что заставляет сопереживать. Но это же в наших стихах должны быть сильные эмоции, а не в нас самих! Когда поэт бегает по потолку с визгами восторга или лежит пластом во вселенской апатии, в это время он стихов не пишет! И спустя некоторое время после - тоже не пишет, потому что любой опыт, негативный или позитивный, сначала надо осмыслить, разложить по внутренним полочкам, свернуть в символы и развернуть в образы, подобрать нужные слова. Конечно, во время страдания что-то тоже может вылиться на бумагу просто от избытка эмоций, но я не считаю такие стихи достойными того, чтобы их кому-то показывать. Потому что это - мои слёзы настоящего тяжёлого момента, художественной ценности они не имеют, а просто так рыдать на людях я не привыкла. Творчество, на мой взгляд, должно отражать мир, и автор - как зеркало для всего, что происходит вокруг. Можно писать и о своих собственных страданиях, но только успокоившись, пережив и осмыслив. А можно использовать чужой опыт, потому что творческий человек способен не только тонко чувствовать и сопереживать, но и найти нужные слова, чтобы отразить чужие эмоции в художественной форме.

Получается, что не так важно, страдаешь ты сам или не страдаешь, важно то, насколько тонко ты чувствуешь окружающий мир и сколько времени и сил готов посвятить творчеству. А в этих вопросах не страдающий художник находится в более выгодном положении, чем тот, кто кроме творчества занят ещё решением текущих неурядиц. Просто потому, что в его распоряжении больше времени, сил и ресурсов. В общем, я за гармонию в жизни и душе творческого человека! От страданий один вред и никакой пользы:)
Tags: лит, философское
Subscribe
promo garetty march 30, 2017 21:38 9
Buy for 10 tokens
В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments