Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

Categories:

Сомерсет Моэм "Театр": книга и фильм 1978

Роман Сомерсета Моэма «Театр» хотела прочесть уже давно, потому что советская экранизация 1978 года с Вией Артмане в роли Джулии была и остаётся одним из моих самых любимых фильмов. И вот как только мне подарили книгу, я сразу на неё набросилась. Да, думаю, такие вещи надо читать в бумаге, в неспешной, тихой обстановке, с чаем и лампой, отбрасывающей на страницы блики тёплого света… В общем, антураж может быть любой, главное, чтобы он способствовал погружению и размышлению.



А поразмышлять есть над чем. Кроме того, что в романе много замечательных афоризмов, там каждая сюжетная линия очень логична и хорошо проработана.

В основе сюжета любовная история успешной театральной звезды Джулии Ламберт и молодого бухгалтера Томаса Феннелла. Но эта книга не только о любви, её проблематика гораздо шире и глубже.


В роли Джулии Ламберт — Вия Артмане. В роли Томаса Феннела — Ивар Калныньш

Фильм настолько великолепен, что пока я читала книгу, перед глазами всплывали кадры из него, ничего другого просто не представлялось. Потому что в фильме сохранены все авторские коллизии сюжета и авторская трактовка персонажей, создана такая атмосфера, что думаешь: "Да, так оно и было!" Я, конечно, не могла не сравнивать, и потому взгляд особенно цеплялся за сцены, не вошедшие в фильм.


Майкл и Джулия. В роли Майкла Гослина — Гунар Цилинский

Например, линия отношений Джулии и Майкла до замужества. Она шикарна! Эта любовная история совершенно не похожа на историю Джулии и Тома, случившуюся позднее.

Линия отношений Джулии с сыном Роджером — в книге она более развёрнута, и имеет немного другой характер, потому что ясно показана причина отчуждения Роджера от той жизни, которую вели его родители.


Джулия с сыном Роджером. В роли Роджера — Петерис Гаудиньш

Но больше всего мне понравилось, как подробно, во всех деталях и со всеми необходимыми акцентами, показаны моменты возвышения таланта, завоевания успеха и построения бизнеса. Стратегия Майкла прописана так детально, что кажется, это просто руководство к действию!

Образы Джулии, Майкла, Чарльза, Тома, Роджера в фильме ничем от книги не отличаются, разве что Джулия в книге более легкомысленна и подвержена сумасбродным порывам, тогда как в фильме все её порывы чётко нанизаны на главный стержень натуры — то, что она актриса.


В роли Чарльза Таммерли — Валентин Скулме

Но образ Долли, как мне показалось, в фильме намного привлекательнее, чем в книге. В фильме она скорее вызывает симпатию, тогда как в книге скорее отталкивает. Заметно, что автор не слишком симпатизирует феминисткам.


В роли Долли де Фриз — Эльза Радзиня

Долли де Фриз — не просто благодетельница Джулии и её близкая подруга, в книге ясно сказано о том, что Долли в неё влюблена. Однако в фильме этот момент как бы вынесен за скобки: об этом нигде не говорится прямо, но взрослым людям не составит труда догадаться об истинном характере взаимоотношений двух женщин. Долли собственница, она хочет привязать к себе Джулию если не любовью, так благодарностью. Окружает её заботой и вниманием, заваливает деньгами только ради того, чтобы никто из мужчин не мог с ней в этом конкурировать. Исключая, разве что, Майкла, мужа Джулии, который также является директором театра и талантливым продюсером, создающим все условия для того, чтобы его жене на сцене не было равных. Но как только в жизни Джулии появляется Том, отношение Долли сильно меняется.


Долли и Джулия

Иви также в фильме сделали более привлекательной. Джулия называет свою горничную "Старая Корова", но говорит это так ласково, с такой теплотой и любовью, что мы сразу понимаем: они обе сильно друг к другу привязаны, их соединяют почти родственные узы. Иви для Джулии скорее нянька, она ревностно следит за режимом и питанием своей подопечной, за тем, чтобы её таланту ничто не мешало. И конечно, Иви тоже не в восторге от появления Тома.


В роли Иви — Илга Витола

Что касается истории Джулии и Тома, то в фильме она показана почти буквально по книге, с сохранением всех ключевых сцен, оттенков эмоций, общей логики картины и ярких характерных фишек. Но это не просто любовный роман, красиво описанный от начала до самого конца.

В книге есть один акцент, который в фильме не так хорошо заметен: в конце, когда Джулия сидит одна в ресторане, она не просто думает о том, что жизнь — это декорации. Она ещё планирует свою следующую роль, которую сможет сыграть, опираясь на чувства, пережитые ею во время романа с Томом.

«Сыграть чувства можно только после того, как преодолеешь их. Джулия вспомнила слова Чарлза, как-то сказавшего ей, что поэзия проистекает из чувств, которые понимаешь тогда, когда они позади, и становишься безмятежен».


Майкл и Джулия

И мы наконец понимаем, почему Майкл, зная о романе жены с молодым бухгалтером, не ревновал её и не устраивал сцен. Он-то знал, что для Джулии главное — театр. Она актриса до самой своей сердцевины, и никакое любовное увлечение не способно затмить для неё её истинного призвания, предназначения в жизни. Майкл и Долли это принимают, и потому оба остаются рядом с Джулией, а Том в конце концов уходит из её жизни.

Так что и книга эта, и фильм не столько о любви, сколько о том, чем является любовь для истинно талантливого человека. Вот несколько цитат:

"Она часто чувствовала, что её талант — ...не она сама и не часть её, а что-то вне её, что пользовалось ею, Джулией Лэмберт, для самовыражения. Это была неведомая ей духовная субстанция, озарение, которое, казалось, нисходило на неё свыше и посредством неё, Джулии, совершало то, на что сама Джулия была неспособна. ...Это был дух, который играл на ней, как скрипач на скрипке".

"...лишь мы, артисты, реальны в этом мире. ...Все люди — наше сырьё. Мы вносим смысл в их существование. Мы берём их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаём из них красоту, их жизненное назначение — быть зрителями, которые нужны нам для самовыражения. Они инструменты, на которых мы играем..."


Tags: книги, фильмы, фото, цитаты
Subscribe
Buy for 20 tokens
Есть у меня конфиденциальная информация, которой бы я хотел с вами поделиться. (автор фото: Михаил Нефедов) Все вы наверняка читали недавний пост в блоге Елены Мироненко lena-miro.ru про меня. Если кротко, то в том посте меня окатили помоями и выставили слабоумным, больным и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments