Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

Categories:

Луи Арагон "Страстная неделя"

"Нет ничего более нелепого, чем судить, чем объяснять прошлое, исходя из настоящего."
Л.Арагон "Страстная неделя"


Это не обзор, не рекомендация, это заметки на полях. Потому что книга мучительно прекрасна! Не замечается даже того, что читаю с монитора, урывками и в жутком OCR, где о некоторых словах и фразах приходится догадываться по смыслу. Как нашла и почему заинтересовалась - пока умолчу. Скажу только, что я - жёсткй приверженец канона, и всегда боюсь "авторского видения", "режиссёрской версии" и прочих "произведений по мотивам" какого-то исторического события или чьей-то частной биографии. Потому что чаще всего эти версии совсем о другом. Иногда гениально, иногда просто хорошо, но о другом.

Однако эта книга действительно оказалась "о том самом", ради чего я взяла её читать, хотя с момента исторических событий до написания книги прошло более сотни лет, и автор даже не ставил себе задачей биографически точно описать героев. А какие это герои! Среди них много исторических персонажей, много вымышленных, типических, - кто-то набросан схематично, крупными мазками по холсту, кто-то выписан тщательно, графически точно, осязаемо до мельчайшей линии. Но все они, складываясь вместе, дают такую картину, такую панораму, что дух захватывает!

Дайр я уже забила цитатами, коллекция пополняется по мере прочтения. А сюда скопирую свой отзыв, оставленный Вконтакте в сообществе лито "Муза" (чтобы не потерять).

* * *
Сейчас дочитываю роман Луи Арагона «Страстная неделя». Погружена, восхищена и очарована! Не знаю насчёт «надо прочесть»: у Арагона интересный слог, возможно кому-то он покажется нудноватым… Поэтому мои личные восторги на истину не претендуют)) Но поделиться хочется!

Это 1815 год, Франция. Период возвращения Наполеона с Эльбы на короткое своё последнее правление «100 дней». Временной отрезок очень короткий, всего неделя, но повествование поражает грандиозностью, панорамностью картины!! Эпохальные события − в масштабе целого государства и каждой отдельно взятой личности: от последних нищих до владык империи. Два враждебных лагеря: монархисты и республиканцы, − а люди одни и те же! Как поделить напополам единую душу? Люди тонут в этом бешеном водовороте чужих интересов, пытаются спасти самое ценное, что у них осталось. Частные потери, надежды, победы и поражения − лишь отдельные мазки общей картины. Не случайно в центре повествования судьба молодого художника Теодора Жерико, будущего автора картины «Плот Медузы». Но сейчас он − королевский мушкетёр, отступает вместе с жалкими остатками преданных монархии войск. И для Теодора вопрос чести и преданности звучит совсем иначе, чем для прочих участников общего безумия, − это преданность искусству и желание найти своё место в целой картине событий.

В книге выведено много исторических персонажей, много типичных, вымышленных, есть авторские ретроспективы. Но, несмотря на кажущуюся разрозненность и мозаичность действия, чем дальше читаешь, тем картина становится полнее, красочнее и масштабнее. Интересен образ Эмманюэля Ришелье − того самого Ришелье, который был основателем Одессы, памятник ему венчает Потёмкинскую лестницу. Вообще, написано так, что любому герою сопереживаешь, здесь нет правых и виноватых, потому что здесь вершится История, и каждый участник событий вносит в неё свой посильный вклад.
Tags: книги, лит, обзор
Subscribe
promo garetty march 30, 2017 21:38 9
Buy for 10 tokens
В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments