Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

10 умных мыслей о стихосложении

Внезапно назрела необходимость систематизировать свой стихотворнописательский опыт. А поскольку такими вещами принято делиться я не жадина, я няшка!, то все мысли оформила красиво в виде статьи. Пользуйтесь! И буду очень благодарна, если у кого-то найдётся что сказать на основе собственного опыта!


ПАХАРЬ ТВОРЧЕСКОЙ НИВЫ или
10 умных мыслей о стихосложении


Учить писать стихи − дело неблагодарное. У всех нас свои взгляды на жизнь, на красоту, свои предпочтения, и то, что для одного будет верхом совершенства, другому может показаться бездарной графоманией. Поэтому, когда мне в своё время предложили вести литературную студию с обучающим уклоном, я отказалась. Можно ли искусственно привить человеку чувство юмора? Эстетический вкус? Литературный талант? Думаю, нет. Потому что это − сугубо личные способности и достижения, а «привитые» искусственно, они выглядят нелепо и смешно.

Однако стихи пишут многие. Количество публикаций в интернете огромно, и среди них − масса публикаций начинающих авторов. Эта заметка – попытка анализа моего собственного опыта, личные «грабли», где каждый пункт − удар по лбу или по затылку. Думаю, она будет полезна авторам, которые стремятся к совершенствованию своего таланта, и хоть раз честно задавали себе вопрос: «Если я получаю негативные отзывы, если у меня мало читателей, возможно, дело не в чёрствости аудитории, а в моих стихах?»
Итак, поехали!




1. Народ, а зачем вы пишете?

Ради славы, это понятно, иначе никто бы не стал выкладывать свои стихи в интернете для общего прочтения. Некоторые − ради денег. Кто-то − для того, чтобы разобраться в себе, потому что записанное слово влечёт за собой ясность мысли. Кто-то − чтобы освободиться от груза эмоционального напряжения. Продолжать можно долго, главное в том, зачем пишете именно вы? Ответьте для себя на этот вопрос! Честно ответьте, это важно!


2. У каждого стихотворения тоже своя задача.

А, следовательно, своя аудитория и более или менее предсказуемая реакция этой аудитории. Вокруг задачи крутится всё: выбирается форма, рифма (при её наличии) и размер; принимается решение о публикации или не публикации, и так далее. Например, бесполезно ждать исключительно хвалебных откликов на провокационные стихи политического содержания: всегда найдутся не согласные! То есть, в первую очередь ориентируемся на задачу!


3. Особенность поэзии, серьёзно отличающая её от всех прочих форм литературного творчества − эмоциональность.

Стихи − не философский трактат, не сводка сухих фактов или сборник норм морали и нравственности. Стихи − это чувства. Ваши личные или вашего героя − не важно. Важно то, что стихотворение должно вызвать у читателя сперва эмоциональный отклик, и только потом − заставить задуматься над какой-то проблемой. Человек устроен так, что никогда не остановится перед вещами, которые лично ему безразличны. И если ваше стихотворение не задело чувств, не заставило сопереживать или возмущаться, читатель пройдёт мимо.


4. Отсюда вытекает правило: нужно следить, чтобы стихи не были перенасыщены глобальными философскими мыслями и обилием проблем, требующих решения.

1-2 мысли или проблемы на стихотворение − вполне достаточно! Лучше уделите внимание тому, чтобы как можно более качественно их раскрыть. Можно разбить глобальную задачу на несколько более мелких, написать несколько стихотворений и объединить их в цикл. Но не стремитесь объять всё и сразу!


5. Ещё одно правило, вытекающее из эмоциональности поэзии, − образность.

Стихи без образов − сухие и нежизнеспособные. У нас всех есть пять чувств, которыми мы воспринимаем мир. Постарайтесь своими стихами воздействовать на эти чувства! Будет замечательно, если читатель сможет представить себе картинку, услышать звуки, почувствовать запахи, вкус. Ваше стихотворение должно захватить его, вызвать желание оказаться внутри вашего мира! Можно написать километры слов о том, как страшна война, что мы помним, чтим и так далее, но ярко нарисованный образ матери, читающей известие о смерти сына, окажется действеннее. Или боль и ярость подростка, у которого убили отца, его смятение и желание мстить…

Рисуйте образы! Добивайтесь того, чтобы ваше стихотворение жило и звучало, и тогда читатель обязательно откликнется!


6. Пишите о том, что вас действительно волнует.

Если тема вам не близка, не мучайтесь! Всё равно не сможете добиться «полного эмоционального погружения» в мир этой темы. Тут, конечно, остро встаёт проблема востребованности и соцзаказа… Но я думаю так: если вы хотите писать нежные, лирические стихи о любви − пишите о любви, и не вымучивайте из себя ядовитую сатиру о тотальной несправедливости ЖКХ. Свой читатель есть у каждой темы, обязательно найдутся люди, которым ваше стихотворение понравится и даже в чём-то поможет!

Есть такое понятие, как амплуа. Оно, конечно, больше применимо к актёрам, но и для поэтов вполне подходит: лирик, сатирик, философ… Найдите свой образ, вживитесь в роль, творите от имени близкого вам героя, − тогда сами найдутся нужные слова и подберутся яркие образы.


7. Не бойтесь пробовать новое. Копируйте и экспериментируйте!

Молодым художникам всегда советуют копировать картины известных мастеров для того, чтобы понять их технику письма, выработать свой стиль. А чем поэты хуже? Читайте разных авторов, чтобы была возможность сравнить, анализируйте их средства и приёмы. Пишите «под Есенина», «под Маяковского», «под Кольцова»… Не важно, что этих стихов вы никому не покажете, потому что, сравнив с оригиналом, скорее всего, загрустите по поводу своего таланта. Так что этот совет – не для слабонервных! Но всё-таки… копируйте!

И не бойтесь пробовать новые формы, приёмы, расширять темы своего творчества. Если вы увлечены книгами Толкина и пишете эльфийские баллады, неужели вам не интересно узнать о том, откуда пошёл жанр «баллады», как он развивался в разных странах и воплощался у разных авторов? А потом − освоить основные приёмы и попробовать написать своё эльфийское стихотворение в жанре, например, классической французской баллады?


8. Отсюда ещё один совет: уделяйте внимание форме, работайте над стихом.

Жанр, рифма, ритм, размер и прочие непонятные штуковины − совсем не прихоть литературоведов-теоретиков, а насущная необходимость поэтов-практиков. Вы любите, когда хороший товар в магазине красиво упакован? Когда женщина красиво одета? Когда полезный сайт удобно оформлен? Так сделайте своё гениальное по смыслу стихотворение красивым и удобным для чтения!

Существует огромное множество литературных ресурсов, где можно почитать об основах стихосложения. Там всегда даются примеры. Не поленитесь, сравните свои стихи с примерами из классики! Размер не выдержан? − прохлопаем в ладоши ритм, найдём ошибку! Рифма хромает? − «розы-морозы» долой, заменим очередной глагол существительным или наречием! Стихотворение вялое, размазанное? − уберём повторы мысли, добавим ярких образов, несколько глаголов для динамики − теперь совсем другое дело!


9. Занимайтесь в литературных студиях, общайтесь с пишущими людьми.

Каким бы гениальным ни был каждый из нас, но именно в творческом общении оттачивается мастерство и приходят свежие идеи. Иногда полезно просто послушать то, что написали другие, поучаствовать в разборе чужих стихов. А если получил отзывы на свои − это счастье!

Я не шучу. К сожалению, многие авторы критику воспринимают очень болезненно. Но следует помнить, что если читатель оставил отзыв (даже негативный), значит, ваше стихотворение его зацепило. Он не прошёл мимо, он нашёл в себе нечто созвучное. Да, все люди разные, мнения и взгляды на поэзию тоже у всех разные, и автору совсем не обязательно менять свою позицию в угоду аудитории. Однако есть вещи, заметные только со стороны, свежим взглядом, поэтому к мнению коллег и читателей надо обязательно прислушиваться!


10. И напоследок, специально для тех, кто пишет песни. Тексты песен и стихи − это разные вещи! У них разные способы воздействия на аудиторию и зачастую разные задачи. Начиная работать над текстом, подумайте о том, как он будет преподноситься: будет ли это авторская песня или авторское чтение. Это очень важно! Традиционно к стихам предъявляются более высокие требования, чем к текстам песен, потому что в песне огромную роль играет музыка, она может сгладить какие-то шероховатости текста или, наоборот, эти шероховатости добавят выразительности при живом исполнении. А стихи − это только стихи! В них ничего не скроешь, и все косяки видны сразу.


* * *
…Сейчас вы всё это прочитали, и кое-кто, наверное, думает, а как у меня самой обстоят дела? Скажу честно: я довольна своим творчеством! В первую очередь, что пишу потому, что не могу не писать. Мне так легче выражать свои мысли, решать сложные жизненные задачи. Переводя бурные эмоции в стихи, я становлюсь спокойнее и, одновременно, имею возможность поделиться с друзьями и читателями особенно поразившей меня мыслью, впечатлением от книги или события. Ещё немаловажно, что со многими своими хорошими друзьями я познакомилась именно в литературной среде − как в реале, так и через интернет. А сколько было интересных поездок, замечательных проектов, новых знакомств! И сколько ещё будет! Впрочем, врать не стану, известность мне тоже не безразлична, иначе бы я просто не выкладывала своих стихов. Но согласитесь, публичность стимулирует на то, чтобы постоянно повышать качество своих работ, оттачивать навыки общения и преодолевать разные комплексы. Опять-таки − личное развитие и личная эффективность! Я всегда остаюсь в выигрыше! Поэтому всегда так искренне благодарю своих читателей.

И давайте уже, что ли, опытом делиться?))
Tags: лит, мои стихи, моя проза, философское, фото
Subscribe
promo garetty march 30, 2017 21:38 9
Buy for 10 tokens
В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments