Людмила (garetty) wrote,
Людмила
garetty

Кто сказал, что фоток не будет?!

Эпоха вееров, альбомов, кринолинов…
/фотосессия клуба «Хрустальный замок» в Алексинском музее/




Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд…
А.С.Пушкин, «Евгений Онегин»


В Алексинском художественно-краеведческом музее на втором этаже есть два особенных зала − с драпировками, колоннами и красивой люстрой. Это парадные интерьеры богатого купеческого дома рубежа XVIII − XIX веков, воссоздающие атмосферу жизни купцов Масловых, первых владельцев усадьбы. Экскурсовод расскажет о купеческом быте, и мы с удовольствием полюбуемся на мебель, зеркала и диковинные предметы, безвозвратно ушедшие из нашего обихода − патефон, чернильницы, ломберный столик… Наверное, никто из посетителей музея не отказался бы пофантазировать, как проходили здесь обеды, балы, приёмы, тем более, что история особняка богата знаменательными событиями.

Но что это? Оживает интерьер купеческих залов: снова здесь, как несколько веков назад, звучит весёлый смех, тянется нить светских разговоров, галантные кавалеры во фраках ухаживают за дамами в кринолинах, а в будуаре за вышивкой делятся секретами молоденькие барышни. Всё как тогда, и стены музея хорошо помнят именно эту эпоху моды − второе рококо 1830-1850х: тонкие талии, пышные юбки, открытые декольте, перья в веерах и причёсках, фраки и жилеты. Вы скажете, фантазия? Нет, это фотосессия участников театрально-ролевого клуба «Хрустальный замок».

Клуб «Хрустальный замок» проводит свои занятия в Бору, в Доме детского творчества по субботам (с 14 до 18 ч.) и воскресеньям (с 12 до 14 ч.). Имеется также тульское отделение, где по будним дням занимаются преимущественно студенты. Основное направление работы − исторический танец, представленный в контексте определённой эпохи. Поэтому участники клуба уделяют большое внимание не только танцевальным тренировкам, но и созданиям костюмов, изучению светского этикета. Руководитель «Хрустального замка» Яна Павловна Ведмедь ставит перед юными дамами и кавалерами серьёзные творческие задачи, в разрешении которых осуществляется эстетическое и нравственное воспитание. Например, задачей настоящей фотосессии было представить эпоху моды второго рококо в современном ей интерьере так, чтобы сюжеты фотографий воспринимались живо и естественно. Участникам было дано задание подобрать репродукции картин современных эпохе художников с групповыми портретами и жанровыми сценами, и в процессе съёмок постановочные позы сверялись с распечатками репродукций. Мне посчастливилось присутствовать на этой фотосессии, наблюдая за тем, как волшебно оживают сюжеты картин знаменитых мастеров Брюллова, Серова, Ярошенко, Федотова в стенах Алексинского музея.

− Яна Павловна, расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем новом проекте.

− Мысль о фотосессии в этом интерьере зародилась давно. Большая благодарность работникам музея за то, что позволили осуществить задумку. Съёмки проводит профессиональный мастер фотографии из Тулы Наталья Буравлёва, участвуют члены тульского и алексинского отделений клуба. Это самые активные наши участники, заинтересованные, с ними легко работать. Хочется почувствовать себя полностью погружённым в эпоху. Для создания атмосферы мы даже взяли с собой книги, подсвечники, шкатулки для рукоделия, вышивку − всё, что помогло бы оживить обстановку, наполнить её уютом.

− В активе клуба имеются воссоздания разных периодов развития костюма. Чем характеризуется мода второго рококо?

− Так одевались современники Лермонтова. Женский силуэт − это тонкая талия, достигавшаяся ношением корсета, глубокое декольте, поднятая, высокая грудь, открытые плечи и руки. У платья обязателен короткий рукав, юбка пышная, на железных кольцах, полностью скрывающая ноги. Помните, примерно так была одета Скарлетт О’Хара в «Унесённых ветром»? Туфли удобные, мягкие, обшитые атласом, на низком широком каблуке, напоминающие современные балетки. Причёска скорее гладкая, чем пышная, модно было зачёсывать волосы волной, украшать их перьями и над ушами заплетать тонкие косички. Из женских аксессуаров обязательны веер, перчатки, ридикюль, по тону отличающиеся от основного цвета платья. Украшений и косметики не много: бархотка на шее, жемчужная нить, лёгкий, имитирующий естественный, румянец (бледность ещё не вошла в моду). Вообще, лёгкость, причуды − это особая примета того времени, мода лишь отражала общую тенденцию.

− А как одевались мужчины?

− С начала XIX века появляются фраки, которые затем прочно входят в мужской гардероб. Приталенные фраки разных цветов носились с белыми короткими штанами (кюлотами), белыми гольфами и светлым жилетом. Жилет шился так, чтобы перед и зад отличались цветом и фактурой ткани. К середине века штаны удлиняются, их силуэт всё больше напоминает современный, имея характерно завышенную талию и застёжку сбоку. В моду входит чёрный цвет, фрак уступает место смокингу и пиджаку. Мужская обувь, так же, как и женская, на низком широком каблуке.

− Ведь это наряды − не для повседневного ношения?

− Да, так одевались, отправляясь на приёмы, балы, званые обеды. Например, здесь, в этом доме, купчиха Маслова вполне могла принимать у себя дам, одетых, как участницы нашего клуба. Они пили чай, писали в альбомах, занимались рукодельем, обсуждая светские новости. Домашние же платья женщин шились более закрытыми, чем выходные.

Поблагодарив Яну Ведмедь, я ещё долго наблюдала за фотосессией. Неистощимая фантазия ребят не оставляла без внимания ни один предмет купеческого интерьера: столики, кресла, шкафы и зеркала включались в композицию, обыгрывались ярко и естественно. И перед восхищённым взором проносились картинки далёкой эпохи: дамы, устроившись за чайным столиком, смеются, листая альбом, а молодой кавалер рядом заводит патефон; влюблённый юноша, облокотившись на резной буфет, мечтательно смотрит в окно; статный кавалер целует руку даме, восседающей в кресле, словно царица… Однако не стоит забывать, что за лёгкостью, светским лоском и изяществом − напряжённый труд, долгие часы тренировок, пошив костюмов и будни, очень далёкие от этих ярких минут. Поэтому искренне хочется пожелать участникам коллектива «Хрустальный замок» неиссякаемого, искрящегося вдохновения, чтобы воплощённая ими сказка преображала нашу реальность, делая её светлее и прекраснее.

Людмила Гайдукова


Опубликовано в газете "Алексинская городская" от 16 марта 2011 г.
Tags: Алексин, мои фото, музей, статьи
Subscribe
promo garetty march 30, 2017 21:38 9
Buy for 10 tokens
В Массандровском дворце мне довелось побывать в сентябре 2016 года. Экскурсия была очень короткой, мы промчались по дворцу и парку практически бегом. Однако сам памятник оставил настолько яркие впечатления, что хотелось бы при случае приехать туда уже на целый день. Дворец очень уютный и милый,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments