?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Feb. 13th, 2017

В обсуждениях тему одну затронули... Прямо на больную мозоль, классика жанра! Попробую сформулировать.

Не раз ковырялась в себе на тему, какое количество фидбэка мне нужно для полноценного писательского счастья? И в чём он должен измеряться: в лайках, развёрнутых комментах, отзывах в личку, наличии фанатов, артов, песен и экранизаций или в чём-то ещё? И пришла к парадоксальному выводу. Вся "мировая известность" для меня всегда заключалась в том, чтобы мои работы оценил какой-то конкретный человек, лично для меня очень важный. В разные периоды жизни это были разные люди. Но всегда желание "стать великим писателем" (с кучей изданных книг и баснословными гонорарами) для меня внутренне означало только то, чтобы этот человек оценил мои усилия, заметил меня и похвалил. И стал больше уважать, лучше относиться, ближе общаться (нужное подчеркнуть). А все публикации и многочисленные похвалы прочих людей теряли смысл, если этот_конкретный_человек моих усилий не замечал. Я чувствовала себя вселенской неудачницей, имея хорошие предложения об изданиях и выступлениях. Многие предложения, которые могли бы здорово двинуть мою писательскую карьеру, просто игнорировала или продалбывала, потому что ибо. Я же неудачница. Выше головы не прыгнешь. Кому это надо, в конце-то концов? А "не надо" было всего лишь одному единственному человеку, мотивы которого были частенько очень далеки от творческих. Просто личное, просто не совпали интересы, просто, как говорится, не мой человек. А я ведь с этими личными мотивами и свои усилия обесценивала, и мнение тех людей, которым было не всё равно, и которые не пожалели времени и душевных сил, чтобы оставить мне фидбэк. Такая фигня.

Теперь я стараюсь ориентироваться в творчестве только на свои ощущения. Честно отвечать себе на вопросы: интересно ли это МНЕ? Надо ли МНЕ? Цепляет ли МЕНЯ? Потому что плавали, знаем: любые усилия ради кого-то рано или поздно обращаются в прах. Оглянуться не успеешь, как тебе уже не милы результаты своего труда и собственные любимые герои. Хочется всё бросить, удалиться со всех аккаунтов и тихо работать в какой-нибудь незаметной конторке секретаршей или продавцом. Потому что больно и горько. А ведь творчество не для этого нужно. Оно - светлое, и умеет исцелять.

Recent Posts from This Journal

  • Розы по выходным

  • "У моря — цвет его глаз..."

    * * * У моря — цвет его глаз. У неба — цвет его глаз. И белый, как холст пустой, парус посередине. Ты говоришь: любовь чайкою сорвалась... А я…

  • (no subject)

    Лёд сошёл! Сегодня. Утром ещё был, а к обеду уже и нету)) Без треска, без ледохода, - необычно ушёл, тихо. Я сразу, как заметила, выскочила во двор с…

promo garetty november 25, 17:20 4
Buy for 10 tokens
Восьмая повесть цикла "Эльфёнок" уже доступна в моём магазине на Призрачных Мирах. Ура!!! Автор счастлив, потому что завершена большая работа! Пока это совершенный эксклюзив, обитает только на ПМ, даже пираты его ещё никуда не слили:) "Эльфёнок. Книга жизни" - скачать Городское фэнтези,…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
andre_gvozd
Feb. 14th, 2017 11:48 am (UTC)
Да, правильно. Надо писать то, что интересно тебе, а много ли будет читателей или мало - это уже не так важно. Главное, они будут единомышленниками
garetty
Feb. 14th, 2017 02:47 pm (UTC)
Только не так-то легко достичь подобного дзена на практике:)
Я здесь говорила не столько о том, чтобы писать то, что интересно (если тема не увлекает, вообще нет смысла с ней возиться), сколько о том, чтобы не писать "во имя кого-то". Очень распространённая ошибка творческих людей: "Сейчас я напишу гениальный роман, и мой отец (мать, учитель, девушка, парень - нужное подчеркнуть) узнает, какой я талантливый. Тогда он меня похвалит , и я буду счастлив". А надо так: "Я пишу роман, потому что получаю от этого удовольствие". Всё! Никаких обходных манёвров.
andre_gvozd
Feb. 14th, 2017 02:51 pm (UTC)
Ну да - пишу, потому что не могу не писать. А почему не могу? Потому что получаю от этого удовольствие. Все сходится =)
kumarisa
Feb. 15th, 2017 10:05 pm (UTC)
Тоже люблю эту тему) И твои рассуждения мне близки и понятны)

Честно отвечать себе на вопросы: интересно ли это МНЕ? Надо ли МНЕ? Цепляет ли МЕНЯ? Потому что плавали, знаем: любые усилия ради кого-то рано или поздно обращаются в прах.

Но ведь ты сама и говоришь, что
Но всегда желание "стать великим писателем" (с кучей изданных книг и баснословными гонорарами) для меня внутренне означало только то, чтобы этот человек оценил мои усилия, заметил меня и похвалил. И стал больше уважать, лучше относиться, ближе общаться (нужное подчеркнуть). .
Так что в любом случае эти усилия направлены на тебя саму. Чтобы этот человек оценил тебя и сделал хорошо тебе, а не чтобы этому человеку просто было интересно или приятно. Конечно, так не угадать, что там этому человеку надо. Потому что цель всё равно не его потребности)
Согласна, что цель творчества должна быть прежде всего – найти себя. И именно что исцелить. Ощутить значимость собственных творений самих по себе, фактически разрешить себе признать свою собственную безусловную значимость. Тогда уже будут силы и на понимание, чьё признание на самом деле важно, а чьё нет. И на свободу от этого непризнания. И на чистое удовольствие. И уже где-то там потом может начаться этап творчества действительно ради кого-то ещё, который станет продуктивным.
Ага, ага, осталась самая малость, понять, как добиться этого на практике))
garetty
Feb. 16th, 2017 11:18 am (UTC)
Тема глобальная, это правда! И у каждого из нас в ней свои оттенки:) Тут у Эволюции в блоге много разного полезного: http://evo-lutio.livejournal.com/ Про выверты нашей психики, и конкретные советы, как с этим работать, и примеры. Очень рекомендую!

На практике всегда надо начинать с честности перед самим собой. А это самое сложное! Объективно рассмотреть, куда утекают силы, принять это без истерик и самобичевания, и сразу начать затыкать самые большие дыры. Но об этом рассуждать бесполезно, пока хоть что-то сам не попробуешь на практике. А у всех опыт разный, и дыры не одинаковые. То, что для меня оказалось критичным, ты можешь вовсе не заметить. И наоборот.

Я думаю, когда принимаешь себя безусловно, и позволяешь себе свободно творить, такое понятие как признание вообще теряет значимость. Потому что по сути, признание - это когда кто-то другой оценивает результаты твоего труда. То есть ты сам не можешь решить, ценно ли твоё творчество, и передаёшь право решать другим людям. А они решают каждый со своей колокольни, и объективной картины ты всё равно не получаешь. И всегда оказывается, что стоишь в позе нищего просителя с протянутой рукой, ожидая чьего-то признания и не признавая себя сам. А когда ты в творчестве становишься самоценным, самодостаточным и свободным, люди сами начинают к тебе тянуться. Ты можешь дать им намного больше, хотя творишь уже не ради них. Просто они чувствуют в твоих работах особую магию, тянутся к ней и находят что-то ценное для себя. И никогда не угадаешь - что именно! Поэтому о продуктивном творчестве ради кого-то я бы тоже не стала говорить. Думаю, что это миф, такой же как "спасти мир" и "внести свой вклад в копилку человеческих ценностей".
kumarisa
Feb. 16th, 2017 06:30 pm (UTC)
Тема глобальная, это правда! И у каждого из нас в ней свои оттенки:) .
Да :)

Тут у Эволюции в блоге много разного полезного: http://evo-lutio.livejournal.com/ Про выверты нашей психики, и конкретные советы, как с этим работать, и примеры. Очень рекомендую! .
Спасибо! Я о ней знаю, но давно не заглядывала. Посмотрю, может что-то новое интересное есть.

Я думаю, когда принимаешь себя безусловно, и позволяешь себе свободно творить, такое понятие как признание вообще теряет значимость. Потому что по сути, признание - это когда кто-то другой оценивает результаты твоего труда. То есть ты сам не можешь решить, ценно ли твоё творчество, и передаёшь право решать другим людям. А они решают каждый со своей колокольни, и объективной картины ты всё равно не получаешь. И всегда оказывается, что стоишь в позе нищего просителя с протянутой рукой, ожидая чьего-то признания и не признавая себя сам.
Ага, я тоже об этом. Только считаю безусловное принятие себя не конечной целью, а лишь начальным этапом.

А когда ты в творчестве становишься самоценным, самодостаточным и свободным, люди сами начинают к тебе тянуться. Ты можешь дать им намного больше, хотя творишь уже не ради них.
Только такого момента и не было, когда бы творчество было ради них) Творчество ради фидбэка это не ради тех, кто этот фидбэк поставляет. Это ради самих творцов, ради их удовольствия от фидбэка. А не ради удовольствия других от результатов этого творчества. Где-то что-то могло совпасть, но в целом затевалось не ради этого.

Просто они чувствуют в твоих работах особую магию, тянутся к ней и находят что-то ценное для себя. И никогда не угадаешь - что именно! Поэтому о продуктивном творчестве ради кого-то я бы тоже не стала говорить. Думаю, что это миф, такой же как "спасти мир" и "внести свой вклад в копилку человеческих ценностей"..
Ну вот, признание, значит, всё-таки нужно) Без признания и фидбэка никак. Авторам нужно признание, читателям (зрителям и т.д.) интересный контент. Авторы и читатели не могут друг без друга. Значит, и самое продуктивное творчество может быть только ради другого, ради удовольствия читателя. И именно удовольствие читателя самый продуктивный фидбэк для автора.
Творить, не оглядываясь ни на кого, это только начало. Когда разбираешься с самим собой, понимаешь, что то, что делаешь – это хорошо. Избавляешься от неуверенности из-за неприятия твоего творчества не той аудиторией. Но в итоге-то всё равно нужно найти свою) Ту самую аудиторию, которой будет нужно то, что ты готов и хочешь ей дать. Аудиторию благодарную и щедрую на фидбэк. И это уже никак не может быть творчеством чисто ради себя.
garetty
Feb. 16th, 2017 07:37 pm (UTC)
считаю безусловное принятие себя не конечной целью, а лишь начальным этапом. У-у, я так далеко ещё не заглядывала! Почему-то думается, что когда примешь себя, то и взгляды изменятся. Вдруг то, что планировал для себя в будущем, потом перестанет быть важным? Хочется пока дотянуться до ближайших перспектив, а там посмотрим... уже изменившимся взглядом))

М-м-м, у меня как раз раньше не было творчества ради фидбэка и личного счастья. Я только сейчас постигаю этот дзен. Раньше я почти всегда ориентировалась на просьбы других и их удовольствие. Могла совершенно спокойно писать не то, что самой хотелось, а что редактор попросил, или взяться за тему, которая бы понравилась важному_для_меня_человеку. Или выступить на мероприятии, куда самой идти не хотелось, но чтобы доставить удовольствие тому, кто пригласил. Причём, ради этого личные планы всегда перекраивались и личные интересы отодвигались в сторону.

Кажется, мы с тобой смотрим на одну проблему с разных сторон;) Я вообще сейчас вздрагиваю от мысли о поиске аудитории: куда-то опять бежать, кого-то искать?! Не-не-не! Моё дело - написать текст и выложить его на тот ресурс, где его можно будет найти. Обеспечить ссылками для удобства. Короче говоря, сделать всё, что от меня зависит, чтобы люди сами меня нашли и чтобы им на моих ресурсах было удобно. Остальное - не моё дело, поэтому даже думать об этом не хочу.
kumarisa
Feb. 16th, 2017 11:58 pm (UTC)
Почему-то думается, что когда примешь себя, то и взгляды изменятся.
Взгляды изменятся, окружающая реальность нет) Другое дело, что насчёт себя я не слишком уверена, что получится шагнуть дальше этого этапа))

Могла совершенно спокойно писать не то, что самой хотелось, а что редактор попросил, или взяться за тему, которая бы понравилась важному_для_меня_человеку. Или выступить на мероприятии, куда самой идти не хотелось, но чтобы доставить удовольствие тому, кто пригласил.
Когда мы такое делаем, мы не делаем это ради других людей. Мы это делаем ради того, чтобы нас одобрили, признали хорошими и достойными. Ты сама же об этом и написала, про желание оценки и похвалы. Даже если кажется, что одобрения хочется вот от конкретных людей, а от вот этих ничего не нужно, их одобрение не играет роли; так что всё, что делалось, делалось ради них. На самом деле мы всё делаем только ради себя. Есть только одна мотивация – личная польза. Мы все постоянно прикидываем (не обязательно всегда осознанно, чаще подсознательно), что мы можем получить от того или иного поступка. И что для этого нужно сделать, чем именно вложиться. И никогда ничего не делаем, если вложиться нужно больше, чем получить в итоге. А вот что именно заставляет нас считать приемлемым вложением переступание через свои желания и интересы; и почему мы не можем ощутить себя хорошими просто по умолчанию; и что именно мы хотим получить при таком раскладе (ощущение себя хорошим, потому что считается, что хорошие люди добрые и безотказные? желание зачем-то ощутить себя, или показать другим, ущемлённым? стремление взять ситуацию под контроль и самому наделять какими-то благами? или что-то другое?); и почему так важно ощущать, что это мы делали ради других, а не ради себя – на это у каждого свои причины, свои истоки, свои какие-то установки. Вот чтобы понять, для этого в себе и нужно разобраться. Ну если, опять же, захочется)

Я надеюсь, ты не обидишься на эти мои слова. На всякий случай, извини, если слишком грубо. Но это не попытка проломить твои границы и покопаться в личном. Это просто рандомные варианты для иллюстрации моих рассуждений, рассуждений, касающихся людей вообще.

Кажется, мы с тобой смотрим на одну проблему с разных сторон;)
Это точно;)

Я вообще сейчас вздрагиваю от мысли о поиске аудитории: куда-то опять бежать, кого-то искать?! Не-не-не! Моё дело - написать текст и выложить его на тот ресурс, где его можно будет найти. Обеспечить ссылками для удобства. Короче говоря, сделать всё, что от меня зависит, чтобы люди сами меня нашли и чтобы им на моих ресурсах было удобно. Остальное - не моё дело, поэтому даже думать об этом не хочу.
Да, ты ждёшь, что тебя найдут. Я тоже так же поступаю.
Это о стремлении получить фидбэк при уменьшении вложений. Потому что предыдущая тактика требовала больше вложений, чем давала что-то взамен. Но это всё-таки не о смене направления с других на себя. Это поиск аудитории при снижении вклада в сам поиск. Поиск подходящей, отзывчивой, но всё-таки аудитории. При неизменном курсе на собственное удовольствие)

Edited at 2017-02-17 12:01 am (UTC)
garetty
Feb. 18th, 2017 08:58 pm (UTC)
Не заметила в твоих словах попытки пролома границ, честно!))

А аудитория для любого творческого человека важна. И для меня тоже. Потому что, если бы я писала только для себя, то писала в стол, не заводила блогов и не выкладывалась на лит.ресурсах. И удовольствие от творчества - штука важная, в ней нет ничего противоестественного. Это одинаково для всех.

А разность в том, что одним важны отзывы для самоутверждения (без отзывов они не чувствуют своё творчество достойным), а другим - для движухи. То есть, когда творческий человек чувствует себя самодостаточным, и плоды своего труда оценивает адекватно, а вкладывается в поиск аудитории затем, чтобы создать движуху вокруг своего проекта, творческую атмосферу, найти единомышленников. Это стимулирует на дальнейшие подвиги и рождает новые идеи. Важно отдавать себе отчёт в том, ради чего ты сам стараешься? Мне, например, сейчас движуха нужна. Потому что хочется курить интересную траву в хорошей компании. А раньше больше нужна была оценка ради уверенности в собственных силах. Но через это все творческие люди проходят, в этом тоже нет ничего такого. Главное - всё-таки сменить этот фокус.
( 9 comments — Leave a comment )